Детское творчество: как научить ребенка артистизму?

Какие родители не пытались с малых лет приобщать ребенка к культурному творчеству? Ведь хорошая дикция, грация, музыкальность, легкая походка и безупречная осанка, являющиеся лучшими качествами хорошего артиста, пригодятся в жизни каждому человеку. Уроки творчества из детства Ребенка ставят на табурет и просят: «Леночка, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение. Ну то, которое вы в садике учили». Гости отрывают взгляд от тарелок с салатами и переводят его на малышку в предвкушении шоу. А Леночка замирает, выдает нечто невразумительное и быстро ретируется из комнаты. Все, концерт окончен. Наверное, у многих из нас в детстве случались такие уроки творчества. А сколько взрослых, сбежавших таким образом со «сцены» в детстве, невзирая на собственный неудачный дебют, пытаются организовать такие же уроки творчества для своих малышей? Но не помогают ребенку ни подсказки мамы, ни подбадривание зрителей. Может быть, все дело в генах? Творчество в наследство Передается ли артистизм по наследству? Вряд ли. Родители могут передать ребенку свой творческий опыт, поддержать в случае неудачи и показать пример трудолюбия. Но талант по наследству передать не смогут. Правда, ученые обещают выявить особенный ген с трудным названием и растить людей артистического склада. Так что будем ждать предстоящих открытий и целой династии талантливых артистов — счастливых обладателей артистичного гена. А пока оправдания типа: «Я в ее возрасте тоже была такая стеснительная» не принимаются. Просто, наверное, методы воспитания у мамы и бабушки были одинаковые. Зачем ребенку артистизм? Наверное, каждому из нас приходилось в своей жизни встречать людей, которые собственным обаянием и душевностью с легкостью покоряли сердца окружающих? Они любимы и, как правило, успешны. Получают удовольствие от общения и умеют находить подход к людям. Такие люди умеют заражать и заряжать собственными идеями окружающих, добиваясь расположения нужных персон. Они всегда становятся душой компании. Хотите сказать, что все дело в природном обаянии? В нем, конечно, тоже, однако в большинстве случаев эти люди — настоящие артисты. И не важно — обучены они или это творчество дано им с рождения. Ребенок-артист вызывает умиление у взрослых. Он прекрасно жестикулирует, обладает подвижной мимикой, умеет красиво двигаться и открыто демонстрирует собственные эмоции. Но главное то, что он не боится людей и чувствует уверенность в своих силах. И самое подходящее время для того, чтобы начать уроки творчества — раннее детство. Аплодисменты в качестве аванса Уже с первых недель своей жизни ребенок умеет различать эмоции на лице мамы — улыбку, восторг, радость, грусть или просто смешную рожицу. И чем больше они общаются, тем охотнее малыш воспроизводит эти эмоции и уже до года вызывает восторг у «публики» собственной мимикой. Однако примерно в трехлетнем возрасте дети начинают стесняться. Это нормальное явление. Чтобы помочь ребенку побороть это чувство, нужно его чаще хвалить. Делайте это как можно чаще. Если малыш не будет получать «аплодисментов» от близких людей, все остальные приемы будут бессмысленны. И не страшно, если реакция зрителей будет преувеличенно бурной. Пусть ребенок удивится, что его тихо прочитанное стихотворение вызвало такой восторг. Скорее всего, ему это придется по вкусу, и он будет все чаще демонстрировать собственное творчество, надеясь на очередные овации. Не разочаровывайте малыша, удивляйтесь и восхищайтесь. Всегда с удовольствием смотрите все, что он показывает, чем бы ни были в это время заняты. Если родители махнут на выступления рукой, ребенок тоже потеряет к ним интерес. Творческие занятия для детей Любые творческие занятия для детей должны проводиться в форме игры. Например: Чтение по ролям Выучить с ребенком небольшое детское стихотворение, в котором обязательно должен быть диалог. Проиграть его по ролям. А потом показать вместе с малышом свой маленький концерт парочке благодарных зрителей, которые, в свою очередь, не должны скупиться на похвалу и аплодисменты. Когда ребенок выступает не один, а например, с мамой или папой, он перестает бояться зрителей и чувствует себя увереннее. Кроме того, во время репетиции мама (или папа) должны проявить максимум артистизма — где-то переиграть, где-то погримасничать. В общем, сделать все возможное, чтобы ребенок тоже смог заразиться радостью перевоплощения и получить удовольствие от выступления. Пантомима Смысл игры в том, чтобы ребенок объяснялся без слов, исключительно при помощи движений. Самым маленьким детям можно предложить изобразить зайчика, медведя, черепаху. А малыши постарше могут перевоплотиться в героев любимых мультфильмов. Зеркало Мама и малыш садятся напротив друг друга. Ребенок копирует ее мимику и движения, потом они меняются местами. При помощи этой простой игры малыш не просто учится выражать собственные эмоции при помощи мимики, но и сам придумывает движения для повторения. Это помогает развивать не только артистизм, но еще и инициативность, находчивость, лидерские качества. Фонограмма Для этой игры нужно заранее выучить с малышом песенку. В приоритете веселые и мелодичные произведения, под которые можно танцевать и жестикулировать. Потом дать малышу микрофон и включить фонограмму — пусть он имитирует выступление, просто открывая рот. Главная задача малыша — вести себя, как настоящий артист на сцене. А мама в это время будет изображать восторженную публику, радостно поддерживая «звезду» аплодисментами. Мимическое стихотворение Мама должна прочитать стихотворение, а ребенок мимикой и жестами передать его смысл. Во время первого чтения взрослые могут помочь малышу, продемонстрировав пример передачи эмоций и действий. Пусть ребенок попробует изобразить радость, грусть, испуг, ярость, жалость. Самые маленькие, например, могут изобразить козу из стихотворения «Шла коза на каблуках» или косолапого мишку из одноименного произведения. А еще хорошо бы купить ребенку куклы-перчатки, с которыми можно поставить настоящий кукольный спектакль.